Старый Новый год
В мире есть много странных праздников, например, День спонтанного проявления доброты или День сурка (когда все дни похожи друг на друга). Но все они появились в новое время, и не имеют богатой истории, как один из самых странных праздников — Старый Новый год. Он отмечается не только в России, но и во многих зарубежных странах. Что же это за Новый год такой – Старый?
Старый Новый год — это Новый год по юлианскому календарю или, иначе говоря, по старому стилю. В наше время он приходится на ночь с 13 по 14 января по григорианскому календарю (новому стилю). Это неофициальный праздник, который отмечается по традиции, возникшей в результате перехода на новое летоисчисление в 1918 году. Важность этой даты также в том, что Русская православная церковь живет по старому стилю – юлианскому календарю, и все православные праздники также отмечаются по старому стилю. Таким образом, разница между официальным григорианским календарем и юлианским составляет 13 дней. В XIX веке эта разница составляла 12 дней, а уже с 1 марта 2100 года она составит 14 дней.
В 46 году до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл разработанный александрийскими астрономами во главе с Созигеном календарь, в основу которого лег расчет периода обращения Земли вокруг Солнца, который примерно равен 365,25 суток (365 суток и 6 часов). Этот календарь был назван юлианским. Для того чтобы куда-то пристроить лишние шесть часов, был введён високосный год, которым считался каждый год, кратный четырем. Таким образом, три года содержат 365 суток, а четвертый – 366. Дополнительные сутки были добавлены в феврале, который был выбран как последний месяц римского года. Первым високосным годом стал 45 год до н. э.
Продолжительность так называемого тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Различие в продолжительности тропического года и юлианского года (365,25 суток) составляет 11 минут 14 секунд, которые приблизительно за 128 лет складываются в одни сутки. По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, от которого рассчитываются даты церковных праздников. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи. Чтобы устранить эту ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, основанную на изменении правила високосного года. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Отныне такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Таким образом, юлианский и григорианский календари расходятся на 1 сутки в столетие (если предыдущее столетие не делилось на 4). Григорианский календарь точнее соответствует тропическому году, чем юлианский.
В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совета народных комиссаров, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь. Оба эти календаря совпадают до 2800 года и идут впереди юлианского.
Официальные представители Русской православной церкви на неоднократные вопросы о том, не перейти ли ей на общепринятый григорианский календарь, отвечают, что большого значения календарным различиям они не придают, и т.к. сам григорианский календарь тоже не точен, то положение дел останется без обсуждения, пока не будет разработан новый, абсолютно точный календарь, что, возможно, внесет коррективы в ситуацию с разницей дат.
Так как светский новый год 31 декабря попадает на последнюю, самую строгую седмицу (неделю) сорокадневного рождественского поста, верующие не отмечают его так, как это принято еще со времен советской власти: с обильным застольем и спиртными напитками. Отметить Новый год как следует они могут как раз 13 января – в Старый Новый год. Когда же Старый Новый год приходился на 1 января, он попадал как раз в середину Святок и назывался Васильевым днем, а вечер 31 декабря – Васильевым богатым вечером. Сохранилось несколько народных традиций, связанных с этим днем. Одно из главных условий – обильная трапеза, в которую обязательно входили блюда из свинины, т.к. Св. Василий считался покровителем свиноводов. «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий зимний освятит», — так говорят пословицы о традиционном блюде этого дня. В некоторых губерниях существовал обычай ходить по домам и требовать угощения за хвалебные песни хозяевам. По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: «Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»
Отзвуки языческих традиций можно найти и в обрядах, проводившихся в Васильев день. Один из них – варение каши. Обряд нужно было совершить до рассвета. Старшая в доме женщина приносила крупу из амбара, а старший в доме мужчина – воду из реки или колодца. Затапливали печь, а пока она топилась, крупу и воду не трогали: это считалось плохой приметой. С приговорами ставили кашу в печь, а, вынимая, говорили: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Плохой приметой считалась вылезшая из горшка каша, а также треснувший горшок. Хорошую кашу съедали, плохую – выбрасывали в прорубь.
Еще один обряд — засевание зерен – можно найти в народных традициях Украины. Там дети крестьян перед обедней ходили по домам и сеяли из рукава либо из мешка разную крупу, пели особенную засевальную песню «Ходит Илья на Василья», а еще приговаривали: «Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище долины, с рукавицу ширины!» Таким «посыпальщикам» давали подарки, а рассыпанные зёрна собирали, сохраняли до весны и при посеве смешивали с прочими семенами. По самим посыпальным зернам, их количеству и внешнему виду, гадали об урожае.
На Рождество, Новый год и Крещение в дом вносили свежую воду и умывались ею для здоровья; ставили в красный угол первый сноп; пол устилали соломой; разыгрывали магические сценки — «прятались за пирогами», чтобы обеспечить себе урожайный год; обвязывали соломой фруктовые деревья; кормили кутьей домашнюю птицу, окружив ее поясом, чтобы она держалась своего двора; угощали скот обрядовым хлебом, «будили» коров и пчел, поздравляя их с праздником, и т. п. Для Нового года вообще были характерны «очистительные» обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелом крестов на дверях и воротах.
Как и все праздники на Руси, Новый год смешал языческие и христианские традиции. В день христианского святого ведьмы воруют месяц с небес – такое сочетание не единственное. Но кто был этот святой, ставший русским крестьянам таким близким и добрым помощником в хозяйстве? По популярности его обошел, пожалуй, только св. Николай Угодник, Чудотворец.
Василий Великий (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадoкийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Свои доходы св. Василий тратил на бедных, построил несколько богаделен, гостиницу и странноприимный дом; боролся с арианским лжеучением, спасая тем самым православную церковь. За свою короткую жизнь святитель оставил множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Святой Василий вырос в богатой и уважаемой семье, в которой было десять детей (пять сыновей и пять дочерей), из них пятеро (!) были причислены к лику святых: сам Василий; Макрина — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер брата; Григорий, впоследствии епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский, и праведная Феозва — диакониса.
Св. Василий умер 1 января по старому стилю. Этот день и стал днем его памяти. Но помимо христианской традиции празднования старого Нового года есть и традиция светская, которая становится все более популярной. Все больше людей, в основном, молодых, отмечают этот праздник, хотя он даже не является выходным. Для современных людей празднование Старого Нового года имеет другой смысл: считается, что в этот день надо провожать старый год, вспоминать, что важного случилось в уходящем году и вообще использовать последнюю возможность поздравить с праздниками знакомых и родных. Происходит некое разделение по принципу Новый год и Старый год, и каждому из них посвящен отдельный день. Если в советское время Новый год персонифицировался в виде маленького мальчика, то теперь похожий процесс происходит и со Старым Новым годом, но его образ пока неясен.
Популярности этого праздника способствует также широкая распространенность Старого Нового года на территории бывших советских республик. После распада СССР Старый Новый год отмечается в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Абхазии, Грузии, а также славянами и жителями бывших советских и православных республик в других странах ближнего и дальнего зарубежья.
В Белоруссии встреча Нового года сопровождалась щедрованием. Щедровщики, чаще всего молодежь, обходили все дома в деревне и поздравляли хозяев с праздником песнями, за что получали от хозяев угощение. Главным персонажем щедрования была «коза» — подвижный парень, одетый в вывернутый наизнанку тулуп. В руках он носил голову козы из бумаги или дерева. «Козу» сопровождал поводырь, его одевали в старую одежду, привязывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Этот обряд практически не отличается от русского обряда колядования.
В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа – День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Хечхуама (в переводе с абхазского — Старый Новый год) – языческий праздник, поэтому традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве – покровителю кузнецов. Праздник отмечают только кровные родственники, без жен и невесток.
Традиция встречать Старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, поскольку Сербская православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник Сербский Новый год или Малое Рождество. Старый Новый год отмечается и в Македонии. В Румынии делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо. Началом Нового года в Польше тоже считают 13 декабря, день Св. Люции.
Старый Новый год по юлианскому календарю (старый день св. Сильвестра, нем. Alter Silvester) отмечают также в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. Как и в России, это следы народного неприятия перехода на григорианский календарь (этот переход в протестантской Швейцарии происходил в XVII—XVIII веках).
На сегодняшний день все больше и больше людей с удовольствием празднуют Старый Новый год. По данным опросов, более половины людей среднего возраста собираются отмечать Старый Новый год, то есть поздравить родных и близких, накрыть стол, или идти в гости и дарить подарки. Если Новый год – семейный праздник, то на Старый Новый год больше ходят по гостям, отмечают в веселой компании. Все чаще можно услышать на улице поздравления с этим праздником и даже купить открытки. Вернулись народные традиции святочных гаданий, и многие девушки устраивают девичники, а т.к. Старый Новый год входит в цикл трех важнейших святочных дат, то он естественным образом вошел и в семью традиционных праздников. Спросите любую девушку, и она ответит, что либо гадала в Старый Новый год, либо собирается это делать.
Старый Новый год не только дает возможность еще раз окунуться в праздничную атмосферу, провести своего рода работу над ошибками и сделать в эту праздничную ночь то, что не получилось в главную новогоднюю, но это также хороший повод вспомнить о русских традициях и отметить праздник вместе с православными христианами. Это замечательная возможность приобщиться к истории, ведь именно этот день (по старому стилю) стал праздничным после Указа Петра I о Новом годе, изданного в 1699 году. Или же просто еще раз пересмотреть замечательный фильм «Старый новый год» О. Ефремова, который обязательно покажут по телевидению 13 января.