Тайны Янтарной комнаты

Тайны Янтарной комнаты

На протяжении всей истории человеческой цивилизации самоцветы играли незаурядную роль, а рукотворные сокровища, созданные на базе великолепных творений природы, часто становились эпицентром кровавых драм, мистических исчезновений или авантюрных приключений. Память о легендарных реликвиях, потерянных, найденных, украденных, становящихся нарицательными, живет в веках и будоражит сознание все новых поколений кладоискателей и любителей драгоценностей – чаша Грааля, кольцо Магомета, Павлиний Трон, изумруды Кортеса, жемчужина Клеопатры, белая шпинель Канди, опал Марка Аврелия… Что-то описано подробно и детально, Тайны Янтарной комнаты некоторые сокровища остались лишь в памяти людской; но не такова судьба Янтарной комнаты, одного из самых великих произведений камнерезного искусства нашей эры и единственного примера столь монументальной работы с янтарем. Ей выпала удивительная судьба – стать украшением самого сердца Российской Империи, пропасть бесследно, а потом возродиться вновь под руками русских мастеров.

«Преизрядный презент»

История Янтарной комнаты начинается в далеком 1701 году в Пруссии – нынешней Германии, при дворе короля Фридриха I. Именно лучшие немецкие мастера начали работу над Янтарным кабинетом, который позже, через 6 лет, украсил интерьер дворца в Берлине – то был сборный кабинет из 22 стенных панелей, выполненных из мельчайших кусочков янтарной мозаики, досок с мозаичными панно, гравировками и украшениями, а также множества прекрасных изделий из янтаря – подсвечников, раковин, цветов. Кабинет был немного не закончен – работа не затихала, и каждый год он обогащался новыми украшениями…

В то время, как камнерезы трудились над созданием «золотого чуда», в мире происходили значимые события – основным было то, что неудержимо росла военная и денежная мощь России, еще недавно считавшейся страной дикарей и варваров. Петр I, «прорубив окно в Европу», строил Санкт-Петербург и вел войну со Швецией – все это немного пугало Тайны Янтарной комнаты Пруссию, и дабы скрепить союз с северной державой, уже сын Фридриха I по имени Фридрих Вильгельм I принял непростое решение: подарить русскому царю свой любимый Янтарный кабинет, который так поразил того во время визита в Берлин. Петр I подарок оценил – ведь янтарь в России всегда был одним из любимейших камней, символом солнца, здоровья и процветания. Янтарные детали были с почетом привезены в молодой город на Неве в 1717 г. и вновь собраны в единую композицию послужив заветом дружбы между странами. Петр I с гордостью писал своей жене Екатерине: «Получил преизрядный презент…»

Тут бы и закончиться истории Янтарного кабинета, который вполне мог стать, как небезызвестные Агатовые комнаты, просто великолепным украшением Зимнего дворца, где ее и смонтировали. Но не тут-то было: приключения его лишь начинались. После смерти Петра I в России начался затяжной период переворотов и заговоров, и членам царской семьи было не до драгоценных украшений – однако все изменилось, когда на престол вступила наконец законная наследница, дочь царя Елизавета I. Она самоцветы обожала – и повелела в 1743 г. янтарные панели разобрать, перевезти в Царское Село и «исправить» кабинет с помощью великого архитектора Ф. Б. Растрелли. Тяжкий труд российских мастеров увенчался успехом к 1770 г. – из маленького, в общем-то, камерного кабинета выросла Янтарная комната, которую можно было с полным правом приравнять к малой гостиной. Поместили ее в Екатерининском дворце – и выглядело это в полном смысле слова великолепно: к ее убранству добавили четыре массивные аллегорические картины флорентийской мозаики из яшм и агата, олицетворявшие человеческие чувства, множество резных орнаментов, инкрустированную янтарем мебель, а дополняли Тайны Янтарной комнаты золотистое великолепие обилие золоченых деталей и светильников, которые отражались в гигантских зеркалах. Ни в одном «самоцветном» дворцовом зале России не было столько цветного камня – как правило, его обильно сочетали со штукатуркой, росписями или более распространенным белым мрамором. Здесь же янтарь господствовал и являлся гордостью дома Романовых на протяжении долгого времени, несмотря на то, что материал это оказался хрупкий и капризный – янтарные мозаики требовали постоянных реставраций и тщательного ухода, ненавидели и влагу, и перепады температуры.

Утраченное сокровище

Как ни странно, но Янтарная комната, в отличие от знаменитых драгоценностей короны и коллекции яиц Фаберже, благополучно пережила Революцию 1917 г., оставшись одной из основных российских реликвий. Однако Великая Отечественная Война ее не пощадила – и по злой иронии судьбы погибель пришла из той самой страны, откуда давным-давно приехал в Россию неслыханно щедрый подарок. В 1942 г. немецкие войска ограбили дворец и похитили янтарные панели, и в течение 2 лет она была выставлена на всеобщее обозрение в Кёнигсбергском замке как символ грядущей Тайны Янтарной комнаты победы над Россией. После пожара, вызванного авианалетом на город, детали комнаты демонтировали и спрятали в подвалах замка. Скоро пришел и приказ упаковать янтарь, готовясь к эвакуации – и это последние достоверные данные о русском шедевре, ибо больше никто ее не видел…

Поиски Янтарной комнаты начались сразу же после войны. Какое-то время все верили, что янтарь сгорел во время одного из пожаров – но потом все чаще стали высказываться противоположные мнения. Известно, что еще в 1945 г. наместник Восточной Пруссии Эрик Кох сделал директору музея Кёнигсберга (нынешнего Калининграда) Альфреду Роде выговор – мол, тот не успел вовремя эвакуировать находящиеся в его ведении ценности. Таким образом, Комната на момент окончания войны пребывала еще в стенах замка – может быть, поэтому одной из основных версий стала надежда на то, что она все еще хранится где-то в окрестностях или в соседних поместьях. Роде был очень привязан к Янтарной комнате – она имела над ним мистическую власть, и расставаться со своим сокровищем он не желал, при том что сам он города не покинул и был захвачен советскими войсками. Когда же в Кёнигсберг приехали русские ученые, разыскивающие похищенные реликвии, Роде охотно помогал им, однако о Янтарной комнате, главной цели поисков, хранил гробовое молчание, будто ее и не было. Некоторые очевидцы Тайны Янтарной комнаты утверждали, что своими глазами видели, как 30 ящиков с янтарными панно прятали в северном флигеле замка за пару дней до штурма. Поэтому даже сегодня, когда здание лежит в руинах, раскопки продолжаются постоянно, хотя успехом они пока не увенчались. Рядом с замком существовало еще одно любопытное место – т.н. «Бункер №6», якобы располагающийся и по сей день на окраине Калининграда, который был назван сидящим в тюрьме Кохом местом пребывания янтарных панелей; многие жители города утверждают, что своими глазами видели ведущий в секретный бункер люк в брусчатке старинной мостовой…

Другая версия – что Комнату все же успели эвакуировать. Здесь свидетельства расходятся – ящики с «сокровищами русских царей» видели одновременно в самых разных местах. Так, есть история о таинственном грузе, который привезли в Гданьск в январе 1945 г. – это были огромные и странно легкие короба, скрепленные металлическими скобами. Старший боцман судна «Вильгельм Густлофф», куда погрузили ящики, утверждал, что это «драгоценности из русских дворцов». Корабль покинул гавань и в ту же ночь был торпедирован советской подлодкой. Лишь в 1973 г. аквалангисты обследовали затонувший корпус и обнаружили, что в некоторых местах есть следы резки, как будто кто-то пытался проникнуть на корабль. Однако признаков ограбления не нашли, и следов Янтарной комнаты, естественно – тоже.

Еще одна история об эвакуации Комнаты родилась из исследований остатков почти сгоревшей переписки Эрика Роде. Там было сказано, что янтарь готовили к перевозке в Саксонию, на запад Германии, куда Роде несколько раз ездил в поисках подходящего места. И известно, что «коллекцию Коха», в которую помимо Янтарной комнаты входили и другие ценности, вывезли на грузовиках в ставку Гитлера. По документам, вещи благополучно приехали в Тюрингию в начале февраля 1945 г. Здесь было несколько замков, куда могли направить янтарные панели: самым вероятным был Вексельбург, который постоянно принимал транспорт из Восточной Пруссии – однако при обысках следов Комнаты в нем обнаружено не было, хотя сам Роде планировал послать ее именно туда. В замке Крибштайн, Тайны Янтарной комнаты куда зимой прибыло два таинственных вагона с «коллекцией Коха», нашли множество экземпляров немецкой и русской скульптуры, живописи и ювелирных украшений – но ни слуху, ни духу Янтарной комнаты. А в замке Рейнсхардсбрунн на чердаке местные ребятишки, играя, случайно нашли кусочки янтаря, с одной стороны шлифованные, с другой – с остатками клея или гипса, и, не зная об истинной ценности своей находки, долгое время швыряли их в местный пруд вместо камешков. Когда об этом прознали исследователи, то быстро обнаружилось, что в Рейнсхардсбрунне действительно хранились ящики с востока страны – сразу нашлись и свидетели, которые своими глазами видели пару коробок с янтарными изделиями, которые два месяца стояли в одном из залов замка и были увезены в неизвестном направлении накануне прихода американцев.

Самая таинственная история связана с находкой в бумагах оберштурмбанфюрера СС Рингеля его собственным сыном заметок о Янтарной комнате. Из них выходило, что Рингелю поручили перевезти ее в некое место, зашифрованное как BSCH. Существует текст радиограммы, подтверждающей и выполнение этого поручения – там было сказано, что «подходы взорваны, акция завершена, размещение в BSCH (или BSCW по другой версии)». Разгадать аббревиатуру не удалось до сих пор, хотя долгие изыскания привели к идее, что Янтарная комната спрятана где-то в местности, ограниченной с одной стороны Тайны Янтарной комнаты излучиной Эльбы, с другой – Бад-Эльстером. Есть и другие, экзотические – например, что янтарь вывезли не куда-нибудь, а на территорию бывшего СССР, или же что Комната находится в американском банковском сейфе, куда попала после войны, вывезенная военными США. Однако все версии о том, что Комната до сих пор пылится в засекреченном подвале, разбиваются о жестокий факт того, что не выносящий сырости и холода янтарь просто не выдержал бы длительного заточения под землей без надлежащего ухода…

Хотя куда исчезла Янтарная комната, нам неведомо, сравнительно недавно ее история получила новый виток – начали всплывать на поверхность ее фрагменты. Впервые это случилось в 1994 г. в Лондоне, где на знаменитом аукционе «Кристис» была продана гемма с изображением головы воина, которую эксперты определили как подлинный кусочек декора Комнаты – к слову, пожелавший остаться неизвестным Тайны Янтарной комнаты покупатель заплатил за гемму 180 тыс. австрийских шиллингов, продавец также не раскрыл свое инкогнито. Второй раз в 1997 г. в Потсдаме (Германия) полиция нашла одно из четырех панно, украшавших залу. А спустя несколько дней был найден и один из двух комодов, также стоявший ранее в Комнате. Естественно, газеты всего мира немедленно заговорили о том, что еще чуть-чуть – и Янтарная комната будет найдена целиком, однако до сих пор чуда не произошло.

Второе рождение великого шедевра

Начиная с 1979 г., в Царском Селе под руководством самых выдающихся советских мастеров был начат амбициозный проект – воссоздание Янтарной комнаты. Действительно, если шедевр нельзя найти, то почему бы его не повторить, благо информации, фотографий и картин сохранилось более чем достаточно?! Реставрационные работы эти не имеют мировых аналогов по масштабности, и потребовали участия и архитекторов, и художников, и историков, специально для проекта была создана «Царскосельская янтарная мастерская». У русских специалистов не было Тайны Янтарной комнаты опыта подобной работы – особенно сложно было восстановить панно с янтарной флорентийской мозаикой, поэтому много лет шло сотрудничество с музеями Запада, изучение старинных техник и разработка новых способов и методик. Окончание реставрации приурочили к 300-летию Петербурга – в 2003 году Янтарная Комната вновь открыла двери для посетителей, поражая полом из золотистых тонов наборного паркета, белым, богато украшенным золотой лепниной потолком, и, конечно, идущими сверху донизу пестро-медовыми янтарными панелями с прихотливыми узорами из красного и коричневого янтаря, с выложенными флорентийской мозаикой вензелями и символами русской государственности, аллегорическими лепными фигурами и мебелью красного дерева с янтарной инкрустацией. Сегодня мы, войдя в обновленную Янтарную комнату, попадаем поистине в другой мир – мир, дышащий седой стариной, великосветски пышный и в то же время трогательно-прекрасный, хрупкий, как стекло, но удивительно цельный. И кажется, что Янтарная комната никогда не покидала древних стен великого дворца – так пусть же ничто не тревожит больше ее поистине царского спокойствия.

.