Ювелирные традиции эпохи Возрождения
![]() – Тише, тише! Правее, вот так. От стены подальше, – приказывал работникам Чиприано, – по пяти серебряных гроссо каждому, если вытащите, не сломав. Богиня медленно подымалась. С той же ясною улыбкою, как некогда из пены волн морских, выходила она из мрака земли, из тысячелетней могилы. – Слава тебе, златоногая мать Афродита – радость богов и людей!» Примерно так, если верить Дмитрию Мережковскому и его роману «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», началось Возрождение в Италии, стиль, направление, целая философия, на сотни лет вперед определившая развитие культуры в Европе. Итальянское Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance — возрождение), возникло примерно в XIV веке под влиянием изменившихся социально-экономических обстоятельств и интереса к античной культуре. Новое мировоззрение первым делом коснулось философии, а затем проникло и в прикладное искусство. Из Италии влияние Возрождения распространилось в другие Новая философия гуманизма объявляла центром мироздания человека, который теперь считался частью природы и наиболее совершенным её творением. Все, что связано с человеком и его жизнью, внутренней и внешней, становится темой ювелирного искусства: это и внимание к человеческой анатомии (подстегнутое также античными традициями), и осмысление переживаний и отношений, и интерес к деятельности человека вообще, – антропоцентризм, вызванный новой активной позицией человека в мире по сравнению с пассивной религиозно-смиренной старой. И если ранее роскошные предметы ювелирного искусства делались для церковных нужд, то теперь подавляющее большинство предметов – светского характера, который диктует новые формы; появляется множество новых украшений и видов роскошной посуды, которые в Средневековье не имели распространения из-за духа аскетизма, царившего в обществе.
Центрами итальянского ювелирного дела были Флоренция, Рим и Венеция, которые ориентировались на античные формы. К сожалению, Челлини также приписывают доработку древнегреческой камеи с Афиной, приносящей на алтарь жертвенные дары. Часть камеи из слоистого С началом периода великих географических открытий особо пользовалась успехом морская тематика (в Северной Европе особенно): декор облюбовали дельфины и прочие морские существа; появились подвески-корабли. Такую подвеску английская королева Елизавета I подарила своему любовнику лорду Хэнсдону; в Эрмитаже хранится другая подвеска в форме корабля из цельного изумруда. Золотые кубки в виде нереиды, морского единорога, морского коня мастера Элиаса Гайера из Лейпцига наполовину состоят из больших раковин турбо и трохуса. Чаша для вина из горного хрусталя в виде ладьи с башенкой, выполненная в мастерской братьев Саракки в Милане, имеет сложное устройство: в башенку наливали вино с пряностями или воду, которые стекали в чашу-ладью по трем трубкам. Такое высокое мастерство немецких золотых и серебряных дел мастеров было обусловлено ярким расцветом ювелирного дела в Германии еще в
Обычно драгоценные камни гранили в виде «таблицы» с плоской гладкой поверхностью и узкими гранями по краям; в оправе камни оставляли Мастера-ювелиры эпохи Возрождения не только обладали чувством материала и формы, не только умели соединить богатую фантазию со сложнейшим исполнением, но и были настоящими ценителями прекрасного, не просто ремесленниками, но художниками, разносторонне одаренными людьми, которые видели в работе возможность воплотить чудеса природы, дойти в их создании до грани возможностей материала и самой красоты. Изделия ювелиров этого времени – гимн природе и человеку как ее величайшему творению; каждое из них – индивидуально и неповторимо. Все они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейского ювелирного искусства, способствовали появлению новых традиций, которые соблюдаются до сих пор. |