Самый светлый день в году

Самый светлый день в году

<<<Смотреть Подарки и сувениры к светлому празднику Пасха>>>

Земля уже совсем очистилась от снега, лед на реках стаял, и молодая травка проглядывает меж прошлогодних листьев – пришло время природе окончательно пробудиться от зимнего сна, а вечному круговороту месяцев повернуться от покоя к активности, от увядания к пышному цветению. В это, самое чудесное, наверное, время года, и случается главный православный праздник – Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Трудно описать в нескольких словах, что означает этот день, что приходится Самый светлый день в годуна первое воскресение после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия – «смерть смертию поправ», Спаситель возродился из мертвых, тем самым дав нам надежду и веру в то, что все на свете обратимо, и нет таких ошибок, что нельзя было бы исправить. Вечная жизнь, торжество бытия – вот что такое Пасха, и природа словно ликует вместе с людьми, светя новорожденным апрельским солнышком, даря нам аромат первых весенних цветов. Неудивительно, что обряды и обычаи, связанные со Светлым Воскресением, многообразны и красочны – ведь все они нацелены на то, чтоб человек еще полнее прочувствовал тихую радость триумфа жизни над умиранием…

Готовиться к Пасхе в России издавна начинают загодя, и можно с уверенностью сказать, что ни в одной христианской стране более не придавали этому празднику подобного значения. Сначала подготавливают себя Великим семинедельным постом – очищаются душой и телом, чтоб еще ярче ощутить потом полноту пасхальной радости. Важнейшим временем становится Страстная неделя – на ней тщательно убирают и отмывают свое жилище, дабы к Великой Субботе оно блестело от внутренней и внешней чистоты, готовят угощение – куличи и сладкие творожные «пасхи», которые все Самый светлый день в году чаще, как и в старые времена, хозяйки делают собственными руками. Но едва ли не важнейшая часть «программы» – это пасхальные яйца, коими принято обмениваться после торжественного полночного богослужения и Крестного хода в воскресенье и далее в течение всей недели. В гости ходят, взяв с собою яйцо в подарок хозяину, корзинка с разноцветными яйцами украшает праздничный стол, дети «бьются» яйцами и соревнуются, чье яйцо дольше всего не будет разбито. Однако многим это составляющее Пасхи может показаться странным – казалось бы, причем тут какие-то яйца?..

На самом деле, традиция эта берет свое начало еще из I в. н.э. – по легенде, Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию, принесла ему в дар простое куриное яйцо и рассказала о чудесном воскресении Христа. Яйцо же выбрано было с умыслом: ведь оно всегда являлось самым главным символом жизни, которая в урочный час вырывается из плена скорлупы в виде живого цыпленка. «Скорее это яйцо станет красным, чем твоя Самый светлый день в году история правдивой», – рассмеялся язычник, и в тот же миг оно действительно покраснело; с тех пор и идет традиция дарить друг другу цветные яйца в день Пасхи, причем преимущество отдается красной гамме. В России «яичный» обряд существует со времен раннего Средневековья, причем значение его оказалось так велико, что обычными скорлупками куриных и гусиных яиц дело не ограничилось: сначала появилась практика изготовления резных деревянных яиц с красивейшими, преимущественно растительной тематики, рисунками и надписями «Христос Воскресе» либо с изображениями знаменитых икон, потом стали их золотить и серебрить. Царь после литургии собственноручно одаривал наиболее ценными, небьющимися, золочеными с инкрустацией драгоценными камнями, яйцами самых близких и высокопоставленных своих сановников. Были яйца из цветного многослойного стекла, фарфора, керамики, слоновой кости, обтянутые шелками и украшенные вышивкой…

Потом же с XVIII века, когда на Урале обнаружились огромные запасы самоцветов, открылась новая страница в «пасхальном промысле»: чрезвычайно популярны стали яички, выточенные из поделочного камня. Прозрачные как слеза – из горного хрусталя, оранжево-медовые – из янтаря, пестрые – из пейзажных яшм, сиренево-белые – из массива аметиста, плисово-зеленые – из малахита, румяно-розовые – из орлеца, сливочно-желтые – из мягкого селенита… Среди аристократии, промышленников, купцов модно стало дарить не недолговечное куриное яйцо, а каменное, которое оставалось с гостем на долгие годы. Но истинной вершины достигает искусство создания Самый светлый день в году пасхальных символов в конце XIX века, когда великий и непревзойденный ювелир Карл Фаберже придумал свое первое ювелирное пасхальное яйцо, предназначенное в подарок супруге императора Александра III Марии Федоровне. Случилось это в 1885 году, а само яйцо отличалось тем, что внутри его был спрятан сюрприз: под эмалированной «скорлупой» скрывалась золотая курочка, в животе у которой находилась рубиновая корона. Оригинальная для России, идея была уже известна в Дании, Австрии и Германии: до сей поры в местных музеях хранятся похожие яйца, внутри которых «сидит» золотая курочка.

Начинание ждал большой успех, и с тех пор вплоть до Революции 1917 года на каждую пасху Карл, а затем и Густав Фаберже вместе с армией лучших ювелиров, граверов, камнерезов, художников и эмальеров изготавливали для царской семьи одно или два яйца, неизменно поражавших все растущей красотой и тонкостью работы. Коронованному заказчику, которым выступал обыкновенно сам государь, ставилось одно условие: яйцо Самый светлый день в году создавалось под покровом строжайшей тайны, и до момента вручения подарка император и сам подчас не знал, как оно будет выглядеть – но, конечно, ни разу не разочаровался. Ведь стиль Фаберже, до сих пор поражающий умелым слиянием модерна, классики, рококо и ампира, включавший постоянное сочетание драгоценных камней с поделочными, а «простых» материалов вроде стали, стекла и дерева с золотом, платиной и серебром, уникален даже по сегодняшним меркам.

Всего было сделано 69 яиц, из них 50 – для дома Романовых; каждое неповторимо и уникально, и изготовление подобного шедевра занимало без малого год кропотливого труда. Будучи чуть выше натуральной величины (до 20 см), яйца предоставлялись вместе с классической золотой или серебряной подставкой на витых «ножках», на самоцветном «подиуме» из нефрита, лазурита, горного хрусталя или оникса, или же на основании из цветного стекла. «Скорлупа» чаще всего делалась из золота, покрытого цветными эмалями и инкрустированного бриллиантами, либо из прозрачного хрусталя, сквозь который был ясно виден очередной «сюрприз». Несколько Самый светлый день в годуяиц обладают цельносамоцветным корпусом – например, яйцо из гелиотропа, внутри которого находится модель крейсера «Азов» на аквамариновой пластинке, жадеитовое яйцо «Алмазная сетка», нефритовое «Анютины глазки», увитое эмалевыми цветами… К слову, нефрит вообще был любимейшим камнем Фаберже – из него же сделан футляр для яйца «Александровский дворец», содержавшего миниатюрную золотую копию царской резиденции, и оригинальнейшее яйцо «Апельсиновое дерево»: на золотом «стволе» «растет» пышная почти круглая натуралистично выполненная нефритовая «крона», из которой появляется заводная птичка.

Тематика яиц Фаберже была самая разнообразная – например, нередко ювелир обращался к природным мотивам, воспроизводил в камне и металле цветы, листья, бутоны; очень показательно яйцо «Клевер», непривычно ажурное, полностью «сплетенное» из золотых Самый светлый день в году эмалевых листочков клевера, перевитых рубиновыми ленточками и усыпанных бриллиантами. Великолепно и «Зимнее» яйцо, ныне находящееся в коллекции эмира Катара – из хрустального корпуса вынимается корзинка с анемонами из опалов и бриллиантов.

Частый сюжет – изображение различных эмалевых миниатюр: то портретов членов царской семьи, то видов Петербурга, Кавказа, Дании и прочих памятных для того кому предназначался подарок, мест. Некоторые модели представляют собой воспоминания о ключевых событиях в жизни империи: яйцо с заводным поездом, копирующим экспресс свежезапущенной Транссибирской магистрали, «Военное» стальное яйцо с изображением Самый светлый день в году Николая II и цесаревича Алексея на боевых позициях, яйцо «Трехсотлетие дома Романовых», на корпусе которого расположено 18 портретов представителей династии, а внутри – глобус вороненой стали с демонстрацией изменения границ России с 1613 по 1913 гг. Это могли быть и просто знаменитые здания, такие как Успенский собор или Гатчинский дворец, либо копии существующих памятников русским государям — Александру III и Петру I.

Интересно, что два последних незаконченных яйца, которые были созданы в 1917 г. и долгое время считались утерянными, словно возвращают нас к истокам, питавшим фантазию великого ювелира – это «Березовое» с корпусом из карельской березы без сюрприза и «Синее созвездие царевича» из синего стекла на подставке из друзы горного хрусталя. Нет здесь ни золота, ни бриллиантов – однако прелести эти шедевры мастера ничуть не потеряли. Как не утратили их и пасхальные «подарки» дня сегодняшнего, в некоторой степени копирующие знаменитые «образцы» – конечно, сложно Самый светлый день в году сравнивать гладкое аметистовое или хрустальное яичко с пышными, сияющими платиной, рубинами и жемчугом, поражающими искусными вставками-сюрпризами корпусами яиц Фаберже из императорской России, но красота не обязательно должна быть излишне броской и роскошной, и порой строгость и изысканность затмевают самый пышный артефакт. В этом главный урок Пасхи – радоваться действительности такой, какая она есть, не оглядываясь назад, ведь любая позолота стирается со временем, но навсегда остается с нами божественный дух и вера в жизнь вечную, что будет длиться гораздо дольше, чем сияют самоцветы в яйцах Фаберже.

<<<Смотреть Подарки и сувениры к светлому празднику Пасха>>>

.